Хореограф МБДОУ № 29
"Детский сад комбинированного вида"
Демидова Анастасия Евгеньевна
Средне-специальное образование, высшая квалификационная категория
«Игровой самомассаж»
Одной из базовых ценностей человеческой жизни является здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные и спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется в детстве.
В настоящее время все чаще используют нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Одним из таких средств оздоровления является игровой самомассаж. Упражнения игрового самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Игровой массаж КАША»
Ели вкусную мы кашу - поглаживание
Каша пшенная с дымком – точки пальцами
Каша пшенная с дымком – указательными пальцами волны сверху вниз
С хлебом – ребром ладони
С маслом –ладонями водим поочередно внутренней и внешней стороной
С молоком – поглаживание, круговое движение
Взяли мы большие ложки – кулачками
Съели все до самой крошки – пощипывание
Вот какая каша у бабушки Наташи – погладить себе живот.(салат)
Массаж в парах «Ветер»
Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает -2р. - взмахи руками над головой
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит -2р. – кисти рук соединить внутренней стороной друг к другу, развести пальцы в стороны и шевелить ими
Чайка над водой летает и за рыбками ныряет –волнообразные движения указательными пальцами
Под водой на глубине крокодил лежит на дне.- ребром ладони режущие движения
Испечем каравай (массаж с предметом)
Месим, месим тесто (сжимать массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз сжимаем обеими руками)
Перекладывай, валяй (катать мяч ладошками)
Значение ритмики в системе оздоровительного воспитания дошкольников.
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач. Одним из направлений такой работы является развитие темпоритмических, ритмопластических и речедвигательных способностей дошкольников, что с успехом достигается на занятиях по ритмике в системе дополнительного образования детского сада.
Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, следовательно - развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями.
Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями, с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.
Ритмика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений.
Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.
На занятиях ритмикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы изящных движений тела .
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении.
Занятия по ритмике в ДОУ проводятся также с детьми с нарушением речи, ведь у них отмечается ряд особенностей:
· - Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких.
· - Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела.
· - Недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
· - Несформированность планирующей функции речи.
Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и:
Способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.
Создает условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
Формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
Активно применяется театрализация на занятиях по ритмике. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика, как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования: кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.
Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Сказки - это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Таким образом, занятия ритмикой является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у дошкольников наблюдается:
1. Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек
2. Повышение интереса детей к речевой деятельности
3. Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.