Суббота, 18.05.2024, 20:01
Приветствую Вас, Гость
 

Психофизиологические особенности детей 5-6 лет.

В этом возрасте рост детей увеличивается (ребенок растет до 6-7 см в год). Этот возраст специалисты называют периодом первого физиологического вытяжения. Прибавка в весе также значительна - около 2 кг в год. К 6 годам ребенок, по данным медиков, должен при нормальном развитии удвоить свой вес в годовалом возрасте. В 6-лет поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у ребенка больше, чем у взрослых, поэтому они легко могут перегреваться и переохлаждаться.

К 5 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого, но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важно постоянно наблюдать за позой ребенка, за его движениями и играми. Во время рисования, лепки, чтения книги расстояние до глаз должно быть 30-35 см. При необходимости надо подставлять скамеечку ребенку под ноги или приобрести стул, который можно поднять или опустить.Постель должна быть не слишком мягкой, а, напротив, жесткой и ровной. Физические нагрузки необходимы, но — соответственно возрасту.

В этом же возрастном периоде заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких.

Важное место в этом возрасте должна занимать гигиена. Ребенок обязательно должен самостоятельно и без напоминаний мыть руки перед едой, после улицы и туалета. Следует приучить ребенка чистить зубы 2 раза в день. Купать в возрасте 5-7 лет следует не реже 1 раза в неделю, а мыть ноги всем детям и подмываться девочкам - каждый день. Помните, что навыки по гигиене, заложенные в этом возрасте, сослужат ему в будущем хорошую службу.

                                                                                                                                            

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 

      В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации,  в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.

     Содействует общему психическому развитию активизация воображения.  Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

    Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.

Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.

    Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

ВОСПРИЯТИЕ

Ребенок знает все цвета и их оттенки, а также фигуры – треугольник, круг, овал, квадрат и прямоугольник.

Форма- умение находить знакомые формы в окружающих предметах., а также на себе ( например – голова - круглая , юбка – треугольная и т д), выделять и обозначать  словом форму реальных предметов: мяч – шар, картина – прямоугольная.

Величина – сравнивать предметы по длине, высоте,  ширине:  глубже, мельче, одинаковые, легче, тяжелее.

ВНИМАНИЕ  

 Непроизвольное, поэтому ребенок сосредотачивается только на ярко выраженных примерах, продолжительность внимания 20-25 минут.

  ПАМЯТЬ

Зрительная –  запоминает после показа 7-8 образов (картинок), слуховая – 6-7 слов после однократного называния.

 МЫШЛЕНИЕ

Наглядно-действенное – уже сформировано (практические действия с предметами, например, составление пирамидки, матрешки, собирание разрезных картинок из 7 частей и т. д.), с 5-6 лет ребенок начинает  мыслить,  оперировать образами, тем самым в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление (рассказ по картине, узнавание на картинках времен года, понимание шуточных картин и т. д.). А также начинают формироваться элементы словесно-логического мышления (словесное обобщение предметов, классификация предметов, нахождение умозаключений и т. д.)

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Пятилетние дети уже не только указывают направления – вперед, назад, вверх-вниз, направо - налево, но и двигаются в этом направлении. Кроме того,   они определяют положение того или иного предмета: н-р: « Впереди меня мяч, позади – паровоз, справа от меня Женя».

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Чередование частей суток, времени года, месяцев, дней недели.

 

Литература.

1.В.С.Мухина "Детская психология", под редакцией Л.А.Венгера, Москва "Просвещение", 1985 г.

2.Г.А.Широкова "Справочник дошкольного психолога", Ростов на  Дону "Феникс", 2003г.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?



Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ДОУ, а также родителей (законных представителей) воспитанников.