Суббота, 04.05.2024, 13:01
Приветствую Вас, Гость
 

                                                    СТАРШАЯ ГРУППА

                                                                                                                                                                                                 Воспитатели

 
                      

                  Бондарь Любовь Васильевна,                 

        высшая квалификационная категория, высшее образование

              

Заволокина Лариса Анатольевна

первая квалификационная категория, среднее профессиональное образование


                                                  

    Младший воспитатель
 Паутова Ольга Анатольевна

__________________________________________________________________________________________________

Персональный блог Бондарь Л.В. www.maam.ru/users/lubabondar76


Советы родителям по здоровьесбережению  

Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание. 

Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка. 

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней. 

Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.). 

Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма и оздоровлению. 

Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка. 

Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. 

Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой, расческой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача. 

Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 10: Не отправляйте больного ребенка в школу. Вызовите врача. Проветривайте помещение, делайте влажную уборку и неукоснительно следуйте медицинским назначениям. 

Совет 11: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье. 

Совет 12: Способствуйте развитию критического отношения к разным видам рекламы и умению противостоять ее негативному воздействию, к развитию медиаграмотности.

 

Практические советы родителям

по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

  1. Формируйте у детей разумные потребности
  1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье.

Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье – оплата коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т. п.).

  1. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний ваших или его.
  2. Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Вместе с ним вырежьте и приклейте или нарисуйте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Далее

 

 

 Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

 

«Безопасные шаги  на пути к безопасности на дороге»

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года - ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет – боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет более уверенно отличает правую сторону дороги от левой.

В 8 лет может мгновенно отреагировать на оклик; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; может отказаться от начатого действия.

1.При выходе из дома:

  • Сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2.При движении по тротуару:

  • Придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • Не ведите ребенка по краю тротуара; взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
  • Крепко держите малыша за руку;
  • Приучите ребенка, идя по тротуару внимательно наблюдать за выездом со двора;
  • Разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом, повреждение знаков могут привести к несчастному случаю;
  • Не приучайте ребенка на проезжую часть;
  • Коляски и санки вместе с детьми возите только по тротуару;
  • При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей

3.Готовясь перейти дорогу:

  • Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • Привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  • Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

4. При переходе проезжей части:

  • Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии-зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
  • Не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-мототранспортными средствами;
  • Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  • Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
  • Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
  • При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

5.При посадке и высадке из общественного транспорта:

  • Выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
  • Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть

6.При ожидании общественного транспорта:

  • Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

7.При проезде в общественном транспорте

  • Приучайте ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;
  • Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

8.При движении автомобиля:

  • Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом; объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
  • Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
  • Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

 

Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?

Для того, чтобы ребенок хорошо адаптировался в школе и успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые называют школьнозначимыми познавательными функциями, прежде всего, они обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагогов.

Одним из главных показателей такой готовности является организация деятельности ребенка. Нарушение организации деятельности и внимания - характерная особенность непосед.

Напомним, как это чаще всего проявляется в 5-6 лет:
- воспринимает словесную инструкцию (задание), но, начиная выполнять его, делает много ошибок, нередко выполняет только часть задания;
- быстро отвлекается и не может сосредоточенно работать, не доводит работу до конца;
- не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок (бессистемно, хаотично);
- способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит исправления по ходу деятельности.
Особое внимание необходимо уделить развитию речи, памяти, моторных функций: зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации - тех функций, на основе которых идет формирование базовых учебных навыков, (письмо, чтение, счет).

Планируя работу по подготовке к школе, необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельной работы. Прежде всего, нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, гуляет, занимается, кушает. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки.
Днем гиперактивных детей бывает трудно уложить спать. В таких случаях можно почитать ребенку, а он пусть полежит. Еще сложнее бывает угомонить такого ребенка вечером, особенно в тех случаях, когда вечером после работы собирается вся семья, затеваются шумные игры.
После ужина желательно минут сорок погулять с ребенком, он может принять теплый душ, а потом можно сделать легкий, расслабляющий массаж - погладить спинку, ноги, руки, погладить по голове. Можно спеть песенку, но не стоит корить ребенка за какие-то проступки, совершенные им в течение дня. Если необходимо в какой-то день изменить режим дня, то нужно предупредить ребенка об этом заранее, обсудить с ним предстоящее посещение театра, поездку за город, поход в гости и т.п.

В режиме для непоседы обязательно должны быть подвижные игры. Они дают ему разрядку, позволяют нормализовать состояние. У ребенка 5-6 лет суточный объем двигательной активности должен быть не менее 2 часов (это и зарядка, и игры на воздухе, и прогулка).
Часто родители задают вопрос: "Сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы подготовить его к школе?" На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит не только от ребенка, но и от того, чему вы хотите его научить. Наверное, необходимо помнить, что ребенок - дошкольник учится постоянно: разговаривая с вами, расспрашивая вас, гуляя, читая вместе с вами книжку, "мешая" вам во время приготовления обеда или уборки квартиры. Поэтому какую-то часть необходимых представление, сведений, знаний ребенок получает, не садясь специально за письменный стол заниматься. И это правильно и замечательно! Непоседы часто, задав вопрос и не выслушав ответа, задают следующий, и взрослые просто перестают отвечать на них. Задача взрослых не только ответить, но и зафиксировать внимание ребенка и на самом вопросе, и на ответе. Еще лучше, если взрослые научатся правильно задавать вопросы сами, заставляя ребенка наблюдать, анализировать, классифицировать.

 

                                                                  Развитие математических способностей у дошкольников

С древнейших времен математика считалась матерью всех наук, недаром все философы древности в первую очередь были математиками. В современном мире нашим дочерям и сыновьям приходится постигать эту науку с ранних лет. Как же правильно заниматься с ребенком?

Что такое «математические способности»?

В это понятие входит очень большой спектр умений и способностей:

  1. Математическая память
  2. Умение выделять главное, обобщать
  3. Умение представлять предмет в пространстве (особенно актуально для геометрии)
  4. Умение отвлекаться от шаблонов и схем, гибкое мышление
  5. Легкость перехода с чисел на выражения
  6. Умение обосновывать, рассуждать

Развитие математических способностей у детей вмещает в себя формирование представлений о величине, о форме и пространстве, о количестве, умения обобщать. Чтобы ребенку проще было влиться в учебный процесс, стоит уделить внимание этим умениям и навыкам уже в дошкольный период.

Многие из нас считают, что для того, чтоб ребенок успешно осваивал математику в школе, вполне достаточно познакомить его с цифрами и научить считать. Умение быстро производить вычисления (особенно в уме) и хорошо запоминать формулы не дает в современной школе гарантии успешного освоения математики.

Программа начальной школы теперь больший упор делает на логическое мышление. Ребенок с первых школьных дней должен свободно анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, систематизировать.

Как же развить математические способности у дошколят?

Конечно же, через игру! Ведь «игра это самое серьезное дело», как говорил Сухомлинский. Интересно поданная задача - увлекательная игра. Она не перегрузит деток и выработает необходимые навыки. Именно в дошкольном периоде начинают формироваться наблюдательность, умение рассуждать, делать выводы.

Сейчас прилавки магазинов пестрят от обилия «развивающих игр», многие, при наличии доли фантазии и умения, можно вполне сделать самим. Интеллектуальные игры Никитина, блоки Дьенеша, геометрик, головоломки, счетные палочки – список их бесконечен. Все они развивают конструктивно – математически - логическое мышление. И, конечно, не обойтись здесь без творческой составляющей развития, что, так же, входит в понятие «математическое мышление».

Приведем основные направления, по которым стоит двигаться, стараясь развить математические способности у детей

1. Анализ

В этот раздел входят игры на выделение предмета по определенному признаку, например, найти все большие мячики, зеленые листочки, все квадратные предметы.

2. Синтез

Объединение различных признаков в единое целое: «покажи большой синий мячик», «кто лишний?»

3. Сравнение

Выявление различий и сходства между признаками предмета: задания на разделение по определенному признаку (зеленые и желтые, квадратные и круглые, маленькие и большие)

4. Классификация

Систематизация по определенному признаку: по названию (мебель и игрушки), по цвету (синие и желтые), по форме (треугольники и овалы) и т. д. Деткам постарше стоит дать задание самим определить признак классификации.

5. Сериация

Упорядочение предметов по определенному признаку – цвету, размеру или другим признакам. Примером могут служить классические матрешки, стаканчики, пирамидки. Можно попросить ребенка рассадить кукол по росту, разложить карандаши по цвету. Список подобных заданий огромен.

6. Конструирование

Построение, создание заранее обозначенного объекта. В программе детского сада данному направлению отводится очень большое место, и не зря. Созидательная деятельность дошколят активно развивает мыслительные способности, сенсорику, внимание, усидчивость...

Конструирование, можно сказать, главное направление в развитии математических способностей у детей, так как включает в себя все аспекты: без синтеза и анализа невозможно понять задания, без классификации и сериации не подобрать элементов для ее решения. Конструирование замечательно развивает такие математические способности как обобщение, выделение главного, пространственное мышление, обратимость мышления (целое разобрать на части, а затем из частей собрать целое).

Игр для конструирования много: это и кубики, и конструкторы разных видов и вариаций (их рекомендуют не только мальчикам, но и девочкам), и оригами, и всевозможные наборы для творчества.

Некоторые существенные моменты

  1. Важно помнить, что начиная играть с ребенком в развивающие игры, взрослому необходимо максимально ограничить свою помощь (а на самом деле свое вмешательство, не всегда полезное, в процесс познания). Конечно, нельзя бросать ребенка одного «на амбразуру», но и решать за него задачу – только вредить. Необходимо очень аккуратно направлять, помогать. В некоторых играх, таких как игры Никитина, вообще нельзя помогать, от этого теряется вся воспитательная идея. Прежде чем браться за игру с ребенком, задайте себе вопрос: а справитесь ли вы со своим заданием – помогать не мешая?
  2. Взрослые должны очень чутко чувствовать ту грань, за которой ребенок теряет желание играть. Он сам еще хочет продолжать, хочет добиться поставленной цели, но устал и начинает капризничать. Это очень опасный момент, допускать который нельзя. Великое умение - вовремя остановить игру, чтобы у малыша осталась жажда продолжить ее через некоторое время, чтоб он с нетерпением ждал этого момента.
  3. Не нужно ставить себе цель: сегодня мы будем развивать у малыша логическое или пространственное мышление. Главное – это привить ему любознательность, желание познавать и учиться. И это невозможно сделать принуждением. Только занимательная игра способна пробудить пристрастие к обучению. Дети по природе своей очень любопытные и пытливые создания.

Им интересно решать задачи, преподнесенные в игровой форме, их увлекает процесс поиска ответа, поиска решения. Нужно всячески поддерживать эту заинтересованность. И помните: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»!

Трудовое воспитание в семье и детском саду

             

      Труд - важнейшее средство воспитания ребёнка дошкольника. В трудовом  процессе формируется личность  ребенка, склады

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?



Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ДОУ, а также родителей (законных представителей) воспитанников.