Суббота, 04.05.2024, 14:48
Приветствую Вас, Гость
 

 

СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА

воспитатели

 

Плещёва Елена Владимировна, специалист высшей квалификационной категории, высшее образование
Куклова Вера Валентиновна, специалист высшей квалификационной категории, высшее образование
 
логопед
Плещёва Елена Владимировна
 
младший воспитатель
 
Бойцова Наталья Ивановна

                                                                              

          

 

****************************************************************

 

Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет

Математика - эта такая сложная наука для многих взрослых, может совсем легко даваться многим пятилетним малышам. Расположение предметов: внизу справа, спереди… для детей не проблема. Они легко с этим справляются.

  • Да и геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник круг и другие ребенок распознает хорошо. По форме, по цвету, по величине, распределяя их при этом на равные и не равные части.
  • Кроме того может улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта полоса длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире.
  • Если на столе поставить три одинаковых предмета, разной высоты, ребенок сможет расположить их «по росту», начиная с самого низкого или самого высокого.
  • Считает от 0 до 10 и соотносит цифру и количество игрушек или предметов. Многие дети берут в руку карандаш или фломастер и начинают учиться писать цифры.
  • Прекрасно складывает пазлы или разрезанные картинки, состоящие из 3 или 4 частей. Складывает по образцу многосоставные постройки из конструктора, конусов, кубиков, пирамидок. Конструирует из лего и хорошо складывает разные фигурки из мозаики.
  • Называет одним обобщающим словом некую группу предметов. Например, волк, лиса заяц – дикие животные, свинья, корова – домашние, понедельник , среда – дни недели, осень весна – времена года. Среди нескольких предметов одной группы находить один лишний или пару к выделенному.

У ребят развивается логическое мышление, они могут уже ответить на сложные вопросы. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …

  • В этом возрасте малыши различают овощи, которые мама принесла с рынка или вырастила на огороде. Знают, когда они зеленые, а когда созрели и их можно употреблять в пищу.
  • Знают названия насекомых, могут немного рассказать о них, как передвигаются: прыгают, ползают, или летают.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра-дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного; по дороге в детский сад или домой; на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП, для детских садов, выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Это можно сделать без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины (палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...) Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась,

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним

 

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, решение которой развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Эти логические задачи поддерживают интерес к природе, развивают умения наблюдать замечать происшедшие изменения.

 

  • «Найди предмет»

Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребенок определяет, что это за дерево. Затем меняются ролями.

  • «Найди дерево»

Вы отдыхаете на даче. Сорвите листья и плоды разных деревьев и кустарников. По сигналу предложите ребенку подбежать к тому дереву, с которого сорван листок.

  • «Что изменилось?»

На столе разложены открытки: цветы, листья, плоды, животные. По сигналу родителей ребенок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали.

  • «Нужно - не нужно»

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Ребенок отвечает: «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые.

Если ребенок ошибся, загадывает загадку.

Посадив огород, можно продолжить игру – сажать сад.

·Игра-загадка «Лес»

Взрослый загадывает загадки, а дети отгадывают (можно проводить игру на прогулке в лесу). Если ответ правильный, ведущий показывает отгадку.

Загадки:

Что за дерево: и зимой, и летом зелено?                  (Ель)

На лесной опушке стоят подружки

Платьица белены, шапочки зелены.           (Березки)

Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать ляжет в дупло.(Сова)

Стройный, быстрый, рога ветвисты,

Пасется весь день. Кто же это?                  (Олень)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек.

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это…                        (Сыроежки)

Растет в траве Аленка в красной рубашонке,

Кто не пройдет, всяк поклон отдает.                     (Земляника)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут ее…                         (Лиса)

В конце игры надо подвести итог: в лесу растут деревья, грибы, ягоды,

живут звери и птицы.

  • «Живое – неживое»

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребенок хлопает в ладоши.

 Аналогично проводится игра «Домашние и дикие животные».

  • «Зоопарк»

Ведущий дает словесное описание животного, ребенок должен угадать и назвать его. Аналогично можно провести игру «Магазин»

 

  • «Кто на кого похож?»

Игровой материал: предметные картинки. Перед ребенком лежат картинки с изображением ласточки, стрекозы, акулы. Ребенок называет те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных.

Например: самолет – ласточку, вертолет – стрекозу, корабль на подводных крыльях – акулу.

  • «Отвечай одним словом»

Родитель называет слова: «Рябина, береза, осина – это…» Ребенок отвечает: «Деревья». Или: щука, карась, язь - … и т.д.

  • «Лишний предмет»

Перед ребенком раскладываются картинки (4-5 шт.) все картинки относятся к одной тематике, а одна лишняя, ребенок должен вычленить лишнюю картинку и объяснить почему?

 

Памятка  родителям дошкольников по профилактике несчастных случаев в быту.

***Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Дети более старшего возраста должны пользоваться ножницами, ножом под присмотром взрослых. Чем раньше ребенок научится уверенно ими пользоваться, тем безопаснее они для него.


***Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, в электрические розетки вставьте блокираторы, чтобы ребенок не смог в них ничего засунуть.


***Спички, зажигалки убирайте в недоступные места. Покажите ребенку опасные горячие места (печь, камин, плиту) - пусть он знает, что они горячие.


***Все лекарства храните также в недоступном для ребенка месте, лучше под замком. Яркие коробки, разноцветные таблетки привлекают внимание детей. Любое самостоятельно принятое лекарство может оказаться ядом.


*** Все средства бытовой химии должны храниться в недоступном месте и только в своей упаковке. Нельзя их переливать в другие емкости, например из под питьевой воды, лимонада.
 

 

 

 «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
                           
                        

 Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью.

 Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.)  играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

  Рекомендуемые занятия и упражнения для  развития мелкой моторики рук:

1.Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

 2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

  4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

  5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

 6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

  7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур,  создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

   8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?



Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ДОУ, а также родителей (законных представителей) воспитанников.